Технология ведения кладки

Транспортировка строительных материалов

Раствор доставляется на строительный объект в готовом виде или в виде сухих смесей с бетонных заводов либо из растворных узлов (РБУ) по мере необходимости, обычно 2-4 раза за смену. Транспортировка выполняется автосамосвалами с грузоподъемностью от 3,0 до 5,0 тонн или бортовыми машинами, которые имеют рабочие бадьи объемом от 0,15 до 0,25 м3.

Вблизи зоны действия монтажного крана размещается загрузочная площадка, где самосвалы выливают раствор в бадьи объемом от 0,25 до 0,5 м3 или в расходной бункер, чтобы выгрузить весь раствор из самосвала, который может содержать от 1,6 до 2,0 м3 (см. рисунок 7.7). Бадьи с раствором подаются к рабочему месту краном поштучно или комплектами (от 3 до 4 штук). Раствор, доставленный в бункерах, подается к рабочему месту и помещается в растворные ящики каменщиков.

Рис. 7.7. Выгрузка раствора в малые бадьи и подача краном
Рис. 7.7. Выгрузка раствора в малые бадьи и подача краном

Также используются передвижные механизированные установки, способные принимать, дополнительно перемешивать и подавать раствор на рабочие места. В этом случае автомобили-самосвалы выгружают готовый раствор с эстакады в шнековый смеситель, где он достигает необходимой консистенции. Из смесителя раствор помещается в контейнер-бункер вместимостью 0,8 м3, который затем поднимается краном на рабочие места и разгружается в растворные ящики по мере необходимости. Технология переработки раствора на объекте помогает дольше сохранять его пластичность и снижает трудозатраты.

Сухие смеси доставляются на объект с использованием цементовозов, бункеров, кузовов автомобилей в рассыпном или затаренном виде. На месте из этих смесей готовятся свежие растворы, что особенно эффективно на удалённых объектах.

Кирпич и мелкие блоки доставляются на объект на поддонах, которые изготавливаются из деревометаллических щитов с строповочными крючками или поперечными опорными брусьями (см. рисунок 7.8). Кирпич укладывают в «елочку» или с перекрестной перевязкой, а мелкие блоки – с перевязкой. Поддоны с кирпичом или мелкие блоки с автомобиля подаются краном на рабочие места или выгружаются на склад.

При хранении поддоны штабелируются в один ярус с проходами шириной не менее 0,5 м. В стеснённых условиях допустимо ставить поддоны в два яруса, увеличивая ширину проходов до 0,8 м.

Мелкие блоки из природных или искусственных материалов укладываются в штабеля с расстоянием 0,2 м между рядами.

В зависимости от организации работ могут использоваться следующие схемы:

а) Работа со склада. Кирпич доставляется автосамосвалами в рассыпном виде или пакетами без поддонов и разгружается на складской площадке. По мере необходимости он загружается вручную в бадью и подается на рабочее место (см. рисунок 7.9).

Рис. 7.8. Технические средства пакетирования
Рис. 7.8. Технические средства пакетирования
Рис. 7.9. Доставка кирпича на бортовых автомобилях
Рис. 7.9. Доставка кирпича на бортовых автомобилях в пакетах

б) Работа со склада пакетами. Кирпич доставляется бортовыми автомобилями или полуприцепами в пакетах на поддонах и разгружается на площадке. По мере необходимости пакеты кирпича краном подаются на рабочее место.

Следует подчеркнуть, что оба варианта а и б требуют достаточно больших площадей, что не всегда возможно в условиях городской застройки.

в) Работа «с колес». Доставленный кирпич в пакетах мгновенно (без перегрузки) подается на рабочее место. Это эффективно, но требует точной организации всех процессов ( работа каменщиков, кранов, доставка раствора, возврат поддонов).

Кирпич повышенной точности (лицевой) предоставляется в упаковках, где пакеты обвязываются стальной лентой и завертываются в прозрачную полиэтиленовую пленку.

Инструменты и инвентарь для выполнения каменных работ:

Набор индивидуальных инструментов, обеспечивающих выполнение процесса и получение требуемой продукции, называется нормокомплектом.

В нормокомплект каменщика входят следующие инструменты:

  • Комбинированная кельма – для разравнивания раствора и формирования вертикальных швов;
  • Ковш-лопата – для перемешивания раствора и его распределения на стене;
  • Расшивка – для придачи швам на поверхности стены определённой формы.

Во время кладки каменщик использует также контрольно-измерительные инструменты: мерную ленту, отвес, уровень, угольник и шаблоны. Для соблюдения горизонтальности рядов и соблюдения толщины швов используются порядовки.

Рабочие места оснащены переносными светильниками и контейнерами для смачивания кирпича.

Характеристики кладки

Элементы кладки. Камни обладают опорными и боковыми поверхностями. Опорные поверхности — это постель камня, а боковые — тычок и ложок. Камни, уложенные ложками вдоль стены, называются ложковыми, а поперек — тычковыми. Крайние камни в стене именуют верстовыми, а промежуточные между верстовыми — забуткой. Пространства между камнями, заполненные раствором, представляют собой швы.

Некоторые конструкции можно описать не в миллиметрах, а в количестве кирпичей.

Толщины конструкций

Толщина перегородок в четверть кирпича (ложки на ребро) — 65 или 90 мм; в полкирпича (ложки плашмя) — 120 мм; в один кирпич (тычки плашмя или на ребро или два ложка) — 250 мм.

Стены в 1,5 кирпича — 380 мм (с учетом шва); в 2 кирпича — 510 мм; в 2,5 кирпича — 640 мм.

Системы перевязки кладки. В зависимости от типа конструкции и способа выполнения работ, используйте одну из следующих систем перевязки.

Однорядная система: все камни в ряду укладываются одинаково. За счет однотипных операций добиваются высокой производительности. В основном применяется для стен толщиной в один кирпич и перегородок в полкирпича или четверть кирпича.

Цепная система кладки. Каждый ложковый ряд чередуется с тычковым. Подходит для любых конструкций, хотя использование большого количества трехчетверок может замедлить процесс. Здесь необходимы высококвалифицированные каменщики.

Многорядные системы

Существуют трех-, пяти-, шестирядные системы для стен и четырехрядные для столбов. Шестирядная система включает пять ложковых рядов с одним тычковым, что делает кладку проще, но прочность снижена на 10-15%. Используется при возведении массивных стен.

Технология кладки

Организуется рабочее место каменщика, на которое подаются необходимые материалы: пакеты кирпича и ящик с раствором.

Состав процесса:

  • Разбивка каменной конструкции и проемов в ней;
  • Устройство монтажного горизонта; выравнивание раствором и кирпичами;
  • Маяк и заводка углов;
  • Натяжение шнура-причалки по рядам;
  • Подача материалов на стену — раскладка кирпича и расстилание раствора;
  • Укладка кирпича с контролем перевязки, вертикальности, толщины шва.

Приемы укладки кирпича

В зависимости от уровня квалификации, вертикальный шов между кирпичами может быть сформирован следующим образом:

  • Заполнение шва мастерком;
  • Нанесение раствора на грань кирпича, прижимая его к уложенному кирпичу;
  • Подгребание раствора гранью кирпича во время его прижима к уложенному.

Выполнение кладки. В зависимости от объема и типа конструкции, кладку выполняет звено каменщиков из 2 до 6 человек.

Пример распределения операций в звене из 6 человек:

  • Каменщик 6 разряда выполняет углы высотой 4-6 кирпичей и контролирует работу;
  • Каменщик 5 разряда ведет кладку наружной версты;
  • Каменщик 3 разряда раскладывает кирпич на стене и расстилает раствор;
  • Каменщик 4 разряда ведет кладку внутренней версты;
  • Каменщик 2 разряда подает материалы;
  • Каменщик 3 разряда помогает каменщику 6 разряда и в перерывах кладет забутку.

Кладку начинают и завершают тычковыми рядами. Они располагаются в местах под балки, прогоны и другие элементы, связывая верстовые ряды с забуткой.

Вентиляционные каналы в стенах выполняются из керамического полнотелого кирпича соответствующего качества.

Дополнительные операции. В процессе кладки периодически включаются дополнительные работы.

Штрабы. В случае перерыва в работе каменная конструкция прерывается не произвольно, а с соблюдением формы. При коротких перерывах делается убежная штраба; при длинных — вертикальная штраба, которая выполняется на пересечениях с поперечными стенами.

Рис. 7.16. Виды штраб
Рис. 7.16. Виды штраб

При выполнении разрыва штрабой в швы кладки укладывается арматурная сетка.

Деформационные швы. Выполняются для учета усадки и температурного расширения здания.

Выполняется разрыв кладки на 40-60 мм в форме шпунта по высоте здания, шов заполняется упругим материалом и заделывается раствором.

Армирование кладки. Армирование горизонтальных и вертикальных швов повышает прочность конструкции. Армирование может быть поперечным и продольным.

Рис. 7.17. Армирование кирпичной кладки
Рис. 7.17. Армирование кирпичной кладки

При поперечном армировании сетка укладывается в швы. Концы стержней должны выступать для проверки выполнения армирования. Сетки укладываются через каждые пять рядов кладки.

Оформление швов кладки производится в зависимости от декоративных требований.

Кладка перемычек и карнизов. Проемы в стенах с соответствующим учетом перекрываются перемычками.

В многоэтажном строительстве чаще всего используются сборные железобетонные перемычки, а в малоэтажных можно применять кирпичные перемычки различных форм.

Рис. 7.19. Устройство перемычек
Рис. 7.19. Устройство перемычек из кирпича

Кладки карнизов не позволяют свес больше 1/3 длины кирпича.

Кладка стен с облицовкой. Облицовка внешнего слоя стен осуществляется с учетом защиты от внешних воздействий и архитектурной выразительности.

Облицовка выполняется лицевым кирпичом, который связывается с массивом стены тычковыми рядами.

Рис. 7.20. Облицовка лицевым кирпичом
Рис. 7.20. Облицовка лицевым кирпичом

Декоративные виды кладки. Применяются различные декоративные техники для создания визуально привлекательных элементов конструкции.

Кладка с рельефным орнаментом. Декоративные выступы формируются на фасаде в процессе кладки, создавая рельефный эффект.

Рис. 7.22. Кладка из цветного кирпича
Рис. 7.22. Кладка из цветного кирпича

Источник: Технология строительных процессов. Автор: Снарский В.И.

Строительные камни

Технология строительных процессов
Возведение каменных конструкций